Приглашаем посетить
САЛОН

Зинаиды Волконской

Т.Д.Заболотняя. Активизация познавательной деятельности учащихся

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Я считаю, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.

Информация об опыте.
1. Заболотняя Татьяна Дмитриевна, МОУ гимназия № 1 г.Зернограда, педстаж -39 лет, учитель начальных классов

2.Тема опыта: «Активизация познавательной деятельности учащихся».

3.Учащиеся проживают в городе и прилежащих поселках. Социальная среда благоприятная. Есть возможность общения ребят в социуме : в детской библиотеке им. А. Гайдара, в музыкальной и спортивной школах, в классных коллективах.

4. Понятие «активная познавательная позиция» рассматриваю как психологическое новообразование младшего школьного возраста, достижение психологического развития ученика, имеющее ряд ключевых компонентов: познавательный интерес, радость познания, рефлексивный компонент и развитие нравственно- волевых качеств личности. Актуальность опыта в настоящее время в том, что необходимо помочь сознанию ученика прийти к пониманию объективной значимости познавательной деятельности (без принуждения и вознаграждения),сделать так, чтобы она приобрела для него личностный смысл. Тогда познавательный интерес станет движущей силой поведения учащегося. Это возможно, когда обучение и воспитание строятся через проникновение в сознание школьника и происходит пересечение сознаний учителя и ученика. Такое образование предполагает развитие активной познавательной позиции ученика, способствующей самостоятельному поиску и применению знаний в жизненной практике.

Особую роль в развитии активной познавательной позиции имеет общение, потребность в котором формируется в процессе непосредственного эмоционального контакта ребенка с близкими людьми (прежде всего с матерью).Условия воспитания способствуют формированию соответствующих форм поведения (исследовательских, познавательных).Характеристикой рефлексивного компонента является понимание успеха в учебной деятельности. Для младшего школьника ведущей является учебная деятельность, поэтому состоятельность в ней так необходима ребенку. Успех – это положительный результат деятельности, достойный признания как самой личностью, так и значимыми для него людьми.

Важен личный вклад человека в достижение успеха. Примером может быть КТД в год семьи. Ученики второго класса в течение месяца приняли участие в шести конкурсах. Итогом было открытое мероприятие « Моя семья », в котором участвовали и дети, и родители, и бабушки, и дедушки.

1. « Что в имени твоем? » -15 учащихся. 2. « А вы откуда родом ? » (фамилия) - 8 учащихся. 3. « Моя родословная ». -14 учащихся. 4. « Герб и девиз семьи » -8 учащихся. 5. « Добрая пословица к слову молвится ».-6 учащихся 6. « Семейные реликвии ». - 6 учащихся.

6. Задача учителя – научить школьника понимать собственные достижения, вселять уверенность в его силы и возможности, развить стремление к совершенствованию. Главное - помочь ребенку стать самим собой, реализовать его личный потенциал, осознать смысл его бытия, сформировать научную картину мира. Заложить нравственные основы личности, воспитать в ребенке порядочность, трудолюбие, честность - дело непростое. Сочинения-рассуждения на темы « Я - ученик», « Мой класс », « Что дала мне начальная школа ? » помогают сформировать мировоззрение, осмыслить важные нравственные понятия детьми, воспитать человека. Обеспечить такое развитие может только учитель -профессионал, имеющий богатый педагогический опыт. В 4 « Б » классе мы провели мастер-класс для учителей гимназии « Если исчезнет воображение, то…»Благодаря развитию познавательной активности, способности думать и рассуждать, дети пришли к выводу : человек перестанет быть человеком.

7.Технология опыта отражена в экспериментально-исследовательской работе «Возрастные психологические особенности младших школьников и учет их в практической деятельности педагога».

I этап. 2005-2006 г.

Изучение проблемы, опыта управления познавательной деятельностью будущих первоклассников в школе развития «АБВГД- ейкой».

II этап. 2006-2007 г.

Разработка содержания к формирующему эксперименту. Проведение эксперимента.

III этап. 2007-2008 г.

Диагностика читательских потребностей второклассников. Работа над улучшением техники чтения.

IV этап.2008-2009 г.

Работа по развитию творческих способностей младших школьников. Участие в конкурсах творческих работ.

Vэтап. 2009-2010 г.

Подготовка методических рекомендаций для внедрения исследования в практику.

VI этап.2010-2011 г.

Внедрение результатов исследований в практику обучения младших школьников.

На первом этапе дети научились прямому и обратному счету, работе с множествами предметов, работе над составом числа освоили пространственную ориентировку, решение задач в стихах. Особое внимание уделяла умению общаться, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими.

Второй этап исследования возрастных психологических особенностей учащихся первого класса включал наблюдения за детьми в течение трех недель. В ходе наблюдений отметила, что ребята стали организованнее и стали активно работать на уроке.

Третий этап. В ноябре 2007 года прошел VI Конгресс в поддержку чтения. Учащиеся 2 «Б» класса приняли участие в ходе акции в поддержку чтения, как важнейшего элемента культуры. По итогам чтения в школьной библиотеке в первой ступени(1-4 классы) в категории « Самый читающий класс» признан 2 «Б» класс. « Суперчитателями » стали Кононенко Н.(40 книг), Глечикова Ю.(30 книг).

Четвертый этап - работа по развитию творческих способностей. В ходе целенаправленной работы учащиеся приняли активное участие в подготовке к сочинению «Осень в парке»,оформили «осенние странички» со своими рисунками и стихами. Самые оригинальные работы представили Крицкий А., Черноштан А., Чемерисова К.

8. Длительность работы над опытом- 5 лет. Сделав новый набор будущих перво-классников, я решила с первого дня пребывания детей в гимназии организовать их познавательную активность в нужном русле, обеспечить им учение с увлечением, способствовать развитию творческих способностей.

Диапазон опыта:
уроки , внеклассная работа.
Результативность опыта:
мои ученики любят учиться, отличаются добротой и отзывчивостью, активной жизненной позицией. Они помнят почти все: уроки, внеклассные мероприятия, что было в начальной школе. а это значит, что мне удалось найти путь к сердцу большинства моих учеников. Уровень воспитанности оценили учителя среднего звена, классный руководитель. Уровень обученности учащихся показал по итогам учебных четвертей в 5 классе - свыше 50 %.
Содержание
1. Информация об опыте………………………………………………………………...3
2. Технология опыта……………………………………………………………………..6
3. Результативность опыта…………………………………………………………..17
4. Библиографический список…………………………………………………………25
5. Приложение к опыту……………………………………………………………… ..26
Библиография
1. Китаева М.В. Успешный учитель – успешный ученик: Практическое пособие для педагогов. / М.В. Китаева. – Ростов н/Д: Феникс,2003. – 224 с. – (Серия «Учение с увлечением»).
2. Лизинский В.М. О методической работе в школе./ В.М.Лизинский. – М.: Пед. поиск, 2001. – 160 с.
3. Сачкова М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса: Учеб. пособие./ М.Е. Сачкова. – М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 128 с. – (Серия «Б-ка педагога-практика»).
4. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования./ С.Е. Шишов, В.А.Кальней.- Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Пед. об-во России, 2000. – 320 с. – прилож.

Приложение к опыту
1. Приложение № 1 - Проект работы по проблеме «Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов».
2. Приложение № 2 - УМК по курсу «Мы и окружающий мир» (1 класс).
3. Приложение № 3- Конспект урока «Мы за мир!» (4 класс).
4. Приложение № 4 - Конспект урока обучения грамоте «Буквы Б, б» (1 класс).
5. Приложение № 5 - Конспект урока окружающего мира «Водоемы нашего края» (4 класс).
6. Приложение № 6 - Конспект урока права «Послепетровская Россия. М.В. Ломоносов.» (4 класс).
7. Приложение № 7 –Мастер-класс «Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком». (4 класс).
8. Приложение № 8 - Конспект урока «Букварь природы» (для 1 класса).

Для скачивания ПРЕЗЕНТАЦИИ "Мастер класса" наведите курсор на картинку

Проект работы по проблеме «Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов »

Мастер-класс «Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком». (4 класс)

УМК по курсу «Мы и окружающий мир» (1 класс)

Информационная карта

Конспект урока «Мы за мир!» (4 класс)

Конспект урока обучения грамоте «Буквы Б, б» (1 класс)

Конспект урока окружающего мира «Водоемы нашего края» (4 класс)

Конспект урока права «Послепетровская Россия. М.В. Ломоносов.» (4 класс)

Конспект урока знаний