Приглашаем посетить
САЛОН

Зинаиды Волконской

Постригань О.В. Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Опыт "Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы для формирования практической грамотности учащихся, коммуникативной компетенции, развития творческих способностей" поставлен в МОУ гимназии№1 города Зернограда, Ростовской области. Начало работы над данной темой я отношу к 2007 – 2008 учебному году. Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому школьнику адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.

Современное общество характеризуется высоким уровнем информационных технологий. Но для человека среда - не только окружающий его мир. Для человека это тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах. Для ребенка, который большую часть своего времени проводит в школе, главным развивающим фактором является школьная среда, которая включает в себя различные образовательные микросреды, составляющие локальную образовательную среду школы.

Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации. Для того, чтобы «не утонуть» в этом море, необходимо обладать информационной культурой, т.е. знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере.

На формирование моего опыта по использованию ИКТ, в процессе преподавания русского языка и литературы оказали влияние следующие факторы:

1. Получение автоматизированного рабочего места учителя в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Компьютер относится к тем техническим средствам обучения, которые не были придуманы для этой цели. Однако за последние годы произошло коренное изменение роли компьютерной техники в образовательном процессе. Одной из закономерностей развития образования является полная информатизация учебного пространства. Первые шаги к информатизации процесса обучения были сделаны в 90-е годы, когда в школах стали появляться компьютеры. Это были единичные машины, которые служили в большей степени, «наглядными пособиями» для учителей и учащихся. Сейчас в нашей школе произошло существенное укрепление материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились мультимедийные проекторы, экраны, веб-камеры, новые компьютеры, интерактивные доски, цифровой Интернет. «Использование ИКТ» стало ведущей методической темой почти всех методических структур. Все это послужило толчком для использования мною информационных технологий в процессе обучения. В моём классе компьютер появился в 2008 году. Кроме компьютера я получила мультимедийный проектор, экран. Передо мной встала необходимость научиться работать на этом оборудовании и применять его в учебном процессе. Личный компьютер у меня был давно, но на уроках использовать ИКТ так часто, как того хотела, я не имела возможности. После получения техники я стала постепенно использовать её на уроках. На данный момент я не могу сказать, что я владею всем этим в совершенстве, но, тем не менее, я не собираюсь стоять на месте и уже имею определённые положительные результаты.
2. Изучение методической литературы:
- Предметно-содержательные журналы «Современный урок» за 2007-2010 год.
- Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Интерактивное образование. Электронная газета. № 12-13, октябрь 2007 г.
- Информатизация общего среднего образования: научно-методическое пособие. Под редакцией Д.Ш. Матроса.
- М.: Педагогическое общество России, 2007 г.
- Женина Л.В., Маткин А.А. Русский язык. . Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в общеобразовательной школе. Под редакцией И.Г. Семакина.
– Пермь: издательство ПРИПИТ, 2008 г.
- Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении. Преподавание русского языка в школе.
– 2004 г.- №3.- с.29-39.
- Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С. М., Владос, 2006 г., с. 169.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.
- М.: Издательский центр «Академия», 2007 год и другие источники. 3. Руководство РМО учителей русского языка и литературы .
- Тема «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы для развития творческих способностей у учащихся » является одной из главных тем в работе РМО учителей русского языка и литературы на протяжении последних лет.
- РМО изучалась теоретическая база по данному вопросу.
Рассматривались следующие темы:
«Использование ЦОРов, компьютерных учебников, презентаций на различных этапах уроков русского языка и литературы»;
«Использование Интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы»).
- Учителя делились своим опытом по использованию ИКТ в процессе обучения и воспитания.
- Проводились, обсуждались и анализировались уроки русского языка и литературы с применением ИКТ.

Работая в школе, я также обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету, к литературе, чтению классических произведений как постижение искусства, традиций народа и, как следствие, снижение грамотности, общей культуры, проявление косноязычия, неумения правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. На уроках русского языка и литературы не все учащиеся активны, отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей. Ребята постепенно теряют интерес к данному предмету. Поэтому я должна сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.

Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажером знаний, презентаций результатов собственной деятельности.

Отсюда возникает объективная необходимость в переходе на качественно новый уровень преподавания и обучения с использованием компьютерной техники и информационных технологий и в образовательной микросреде учителей русского языка и литературы; создание информационной инфраструктуры в системе преподавания предмета «русский язык и литература»

Использование компьютерных технологий в изучении русского языка и литературы весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий очень широки. Связано это с тем, что компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, а, следовательно, значительно возрастает как объём полученной информации, так и качество её усвоения.

Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний. Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков); активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок.

В связи с этим я решила изучить пути решения названной проблемы учеными, ведущими учителями, чтобы применить их в своей практике.

Плохой хозяин растит сорняк,
хороший выращивает рис.
Умный культивирует почву,
дальновидный воспитывает работников.

Ежегодно повышаются требования куровню грамотности выпускников. Но наряду с этим у учащихся наблюдается снижение мотивации к изучению русского языка и чтению произведений литературы.

Практика работы показывает, что, несмотря на знание правил, учащиеся на письме допускают ошибки, а заучивание формулировок правил не дают ученику действенных знаний. Поиск новых методов, позволяющих добиваться устойчивых навыков правописания – одна из важных и актуальных проблем учебного процесса.

Задача учителя русского языка – способствовать формированию устойчивых навыков правописания на основе применения методики интенсификации обучения, то есть поиска и выбора таких методов обучения, которые упрощают систему правил русского языка, обеспечивают наиболее быстрое, простое, понятное и целесообразное восприятие и применение правил учащимися.

Важным фактором, повлиявшим на выбор моей исследовательской работы, является то, что в современном мире очень большой поток информации, и порой разобраться в нем очень сложно, к тому же компьютеризация уже прочно входит в учебный процесс как средство обучения и как продукт обучения. Компьютерные технологии предполагают обучение общению ребенка с компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса. К тому же возможности использования компьютера на уроке впечатляют, создают атмосферу психологического комфорта, ведут к успешности.

Использование новых информационных технологий в системе преподавания русского языка и литературы будет способствовать повышению его эффективности за счёт их организации и взаимосвязи.

Если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере как пользователь.

Это потребность, продиктованная временем; прошло время, когда можно было сообщать знания. Сегодня в обучении особый акцент ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний.

Содержание
I. Информация об опыте…………………………………………………3
1.1. Тема опыта…………………………………………………………......3
1.2. Сведения об авторе опыта…………………………………………….3
1.3. Условия возникновения и становления опыта………………………4
1.4. Актуальность опыта………………………………………………......7
II. Теоретическая обоснование опыта………………………………9
1.5. Трудоемкость опыта ……………………………………………….13
1.6. Ведущая педагогическая идея опыта………………………………14
1.7. Длительность работы над опытом………………………………..15
1.8. Диапазон опыта……………………………………………………16
1.9.Степень новизны опыта…………………………………………….17
III. Технология опыта…………………………………………………17
IV. Внедрение опыта…………………………………………………..29
V. Результативность опыта…………………………………………. 30
VI. Заключение………………………………………………………... 34
V. Библиография………………………………………………………36
Для скачивания публикации наведите курсор на картинку
Библиография
1.Баранов М. Т. и др. Методика преподавания русского языка. – М. Просвещение, 2006.
2.Вопросы компьютеризации учебного процесса. Книга для учителя. Из опыта работы / Под ред. Л.П. Шило. - М., "Просвещение", 2007
3. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение - 1996.
4. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М. Просвещение. – 2005
5. Иваницкая Г.М. Обобщающие таблицы по русскому языку// Русский язык в школе. 2005. -№ 1 – 4.
6. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. – М., 2009.
7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
8. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. – Москва, 2006.
9. Шафрин Ю.А.Информационные технологии: В 2 ч. – М.: БИНОМ, 2004.
10. Хахалева Н.Н. Роль компьютера в процессе овладения орфографией.// Русский язык в школе. 2001. №1. С. 13-18.9.
11. Ларина И.Б. Опорный конспект в компьютерных программах по теме «Наречие как часть речи».// Русский язык в школе. 2001. №5.
12. Портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании” http://www.ict.edu.ru/
13.Центр модернизации общего образования http://apkro.ru/profedu.php?text=profedu/pedocs⊤=profedu/pedocs_t Материалы мониторинга итоговой аттестации для учреждений, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения:
14.Федерация интернет-образования www.fio.ru
15.Первое сентября www.1september.ru
16.Первое сентября www.1september.ru
17.Московский центр интернет-образования http://center.fio.ru
18.Сетевое объединение методистов http://som.fio.ru/
19.Учитель.ru http://teacher.fio.ru
20.Информационные технологии в образовании http://ito.edu.ru/
21.www.uroki.ru Содержит экзаменационные билеты, тематические планы, поурочные планы, также разделы: методическая копилка, информационные технологии в школе;
22. www.metodiki.ru Содержит разделы психологии, дошкольного воспитания, дополнительного образования, управления образованием, внеклассной работы.