Приглашаем посетить
САЛОН

Зинаиды Волконской

Музей Воинской Славы


Зинаида Петровна Ивыгина и Людмила Васильевна Еременко

Министерством общего и профессионального образования Ростовской области в сентябре-октябре 2010 года проводился конкурс музеев образовательных учреждений и комнат Боевой славы "Хранители воинской славы", посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г. Наш музей Воинской Славы занял 1 место в номинации "Программа деятельности музея"

Музей гимназии №1, как форма образовательной работы, создан по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы, как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музее гимназии учащиеся занимаются поиском, хранением, изуче-нием и систематизацией подлинных памятников истории, различных предметов и документов. Являясь неформальным учебным подразделением, музей выступает как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.

Музей гимназии, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом.


Свобода Алексеевна Головина
Учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удо-влетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, формулированием предложений, идей, их поверкой, оформлением выводов исследования. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации.

Беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными источниками в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России.

Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.

Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся, в процессе которой они познают важность коллективной деятельности, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения.

Наличие экспозиции – один из основных, главных признаков любого музея. Каждая экспозиция неповторима, ибо она включает часто единственные в своем роде документы и предметы.

Экспозиция школьного музея – результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Музейная экспозиция в школе – база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.

Экспозиция школьного музея является основой научно-просветительной работы и представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции образования и воспитания.


Экспозиции музея гимназии

«И все-таки мы победили…» рассказывает о трагической судьбе 38-й Донской стрелковой дивизии в боях на Смоленщине.

«На острие войны» - о деятельности подпольных групп в зернограде осенью 1942 – зимой 1943 года.

«Город милосердия» - о госпиталях Зернограда и подвиге персонала госпиталей.

«Героев чтит и помнит Зерноград» - посвящена освободителям города и включает кроме стендов панорамы боя за Зерноград и макет.

Макет выполнен членами группы "Поиск"

«Простите, братцы, что пока не всех мы вас найти сумели…» посвящена Юлию Михайловичу Иконникову, работе областного поискового объединения на Миусских рубежах, в составе которого работала и поисковая группа гимназии №1.

«Так хочется оставить всех в живых...» - выставка увековечивает память погибших горячих точках.


Музей представляет собой такую интегрированную информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

Такие принципы работы школьного музея как компетентность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с учениками. Одной из наиболее характерных черт школьного музея является смещение акцентов в понимании миссии музея и накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно и использовать в практической деятельности. Информационные технологии оказывают на практике неоценимую помощь в решении этой задачи.

Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея – поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская – могут быть реализованы новыми средствами. Формируется экранный тип культуры и новая эстетика, в основе которой лежит телевидеоряд. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в телекоммуникационном проекте.

Информационные технологии позволят привлечь учеников в музей, вызвать интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории совей страны помогут воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Деятельность музея определена ключевыми словами: «Поиск – открытие – творчество!»

Берсенева Эльвира Николаевна,
руководитель группы "Поиск", учитель истории и обществознания