Приглашаем посетить
САЛОН

Зинаиды Волконской

Моя учительская философия

Испокон веков учитель осознавал свою деятельность как особую миссию – быть духовным наставником юношества, учителем жизни. Вспоминаются прекрасные строки А.С.Пушкина, посвященные любимому педагогу питомцев Царскосельского лицея А.П.Куницыну:

Он создал нас,
Он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада вожена…

Лампаду моего учительского бытия тоже воспламенил мой учитель – Кулакова Валентина Александровна, педагог, обладающий величайшим даром человеколюбия и доброжелательности, понимания и сочувствия всему живому на земле. Этот Мастер педагогического труда вошел в мою жизнь в тот ответственный для каждого человека период, когда меняются стереотипы, ломаются представления, формируется характер. Надолго запомнились эти глаза небесной чистоты и мягкая, нежная рука, опустившаяся на мою голову. Чудо, которого ждет каждый маленький человечек, свершилось; словно своим прикосновением мой учитель передал свою чуткость, свое трепетное сердце, пламень своей души. С того момента и моя душа засветилась лучиками добра и участия, искорками всеобъемлющей любви, теплоты и искренности. Итак, я – УЧИТЕЛЬ…

Чего жду от своей профессии? Какова моя учительская миссия? В гуманистических педагогических воззрениях всех эпох особое значение предавалось роли самоопределения, самосовершенствования и саморазвития в становлении личности учителя. Я считаю, стремление к поиску своего места в жизни врожденной потребностью человека и признаю, что от учителя и всей воспитательной системы зависят характер и результаты этого поиска. Достижение человеком счастья я связываю с выбором и определением главной цели, смысла жизни, в качестве которого должно выступать то главное дело моей жизни, тот труд, в котором я обретаю свое человеческое призвание и выполнение которого значат для меня больше, чем жизнь. Моя педагогическая деятельность, ставшая результатом осознанного выбора, осуществленного в процессе серьезной духовной работы по самопознанию, осмыслению своей роли на земле, своего места в жизни, пронизано убеждением в том, что помочь растущей личности в ее жизненном и профессиональном самоопределении может только воспитатель, который сам прошел данный путь.

Я согласна с утверждением А. Маслоу о том, что в при¬роде человека заложены потенциальные возможности для пози¬тивного роста и совершенствования, они заключаются в творче¬стве как универсальной функции человека, которая ведет к его самовыражению и самоактуализации. Именно поэтому я считаю, что потребность к личностному росту и самореализации — высший уровень в числе челове¬ческих потребностей. Это и стало причиной моего определения в выборе учебной программы: с 1996 года я одна из первых в городе начала работать по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, способствующей стабилизации прочных глубоких знаний учащихся в период их обучения не только в начальной школе, но и на старшей ступени обучения.

Методы обучения, строящиеся на основе соответствующих дидактических принципов системы, апеллируют не только к интеллекту, но и к «чувствам - вратам добродетели».

Исключительное значение для ребенка имеет возможность делиться на уроке своими личными наблюдениями. При этом учитель, не теряя своей руководящей и организующей роли, становится участником коллективного процесса познания; у него исчезают те нотки «командования», которые обычно сильно звучат в начальной школе, основной целью педагогического труда становится лозунг: обучая, не навреди. И для меня это - главное.

Прочные знания психолого-педагогических технологий и физиологических особенностей развития школьников, предоставляют мне возможность на уроке создавать атмосферу психологического комфорта, предусматривать ситуацию успеха и сотрудничества, что является, на мой взгляд, важным условием для прочного усвоения учебного материала по изучаемым предметам.

Система образования, к реализации которой я стремлюсь на каждом своем уроке и каждом внеклассном занятии, как показывает практика, дает моим ученикам впоследствии способность комфортного вхождения в социальную жизнь общества. В основе этой способности лежат важнейшие ценности – достоинство, свобода, уважение прав человека, гражданское согласие. В своей работе делаю упор на формирование устойчивой, целостной личности, способной адаптироваться к динамичным изменениям общественной жизни.

Я вижу сущность воспитания не в воздействии воспитателя на воспитанника, а прежде всего в создании той атмосферы, той среды, в которой ребенок развивается, поэтому одним из основных вопросов моей учительской миссии стал вопрос о личности моих воспитанников, их образе жизни, их духовном развитии. За долгие годы своего педагогического труда я осознала, и это стало основой моего самосовершенствования, что для того, чтобы воспитание детей стало успешным необходимо, чтобы воспитатель, не переставая воспитывать себя, осуществлял то, к чему стремится.

Многим кажется, что «учиться на учителя» и «быть учителем» - это близкие понятия. Я уверена, что это не так. Далеко не всегда отличник в школе и педагогическом вузе становится состоявшимся учителем. Учение для меня стало процессом самоорганизации, который включает и удовольствие, и напряжение, и умение учиться; а вот способность и умение учить других требует от меня профессиональных знаний, опыта, мастерства, умения воспринимать чувства, мысли и эмоции моих учеников. Мое взаимодействие с детьми не заканчивается в 4 классе, я продолжаю жить с ними и дальше. Сотни судеб, сотни жизней, сотни жизненных путей – вот мое наследие. Я продолжаю жить в их сердцах, и это окрыляет меня, дает силы для творчества, для ежедневного взлета и свободного парения души.

Думаю, нельзя достичь успеха раз и навсегда: успех достигается ежедневно. Вот поэтому моя работа требует от меня напряженного состояния ума, «работы души», усилия воли. Я не случайный «попутчик» на этом поприще, я готова к трудностям моей профессии, а она требует от меня не службы, а служения, она стала образом моей жизни.

Сивенко Ирина Васильевна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почётный работник образования РФ, победитель ПНП «Образование» 2007 года

Комментарии  

 
+2 # RE: Моя учительская философияsweety 29.03.2011 14:23
Ирина Васильевна! Вы талантливый педагог и ПЕРВЫЙ учитель, которого дети любят и уважают всю жизнь.
Я поздравляю Вас с победой на районном конкурсе лучших учителей и удачи на областном этапе!
 
 
+1 # СпасибоСветлана Григорьевна 05.04.2011 13:19
Дорогая Ирина Васильевна!
Спасибо большое Вам за уроки, за самые первые наши шаги в жизнь!
Мы Вас любим и действительно помним всегода!
И обязательно приведем наших внуков к Вам в класс!
Работайте и дарите нашим детям радость познания!

Ваша выпускница
 
 
0 # RE: Моя учительская философиядюба вика 10.06.2011 14:37
Ирина Васильевна учитель от бога! Низкий поклон и огромная благодарность за её труды и душу которую она вкладывает в наших детей.