Приглашаем посетить
САЛОН

Зинаиды Волконской

Программа «Одаренные дети»

В течение 2009-2010 учебного года коллективом гимназии проведена большая работа по созданию благоприятных условий для достижения высокого уровня интеллектуального и физического развития одаренных детей.

Основными задачами для педагогического коллектива стали следующие:
- Стимулирование развития творческого потенциала одаренных детей, создание условий для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.
- Продолжение работы по созданию системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей, развития индивидуальных способностей каждого ребенка, привлечению к осуществлению научно – исследовательской деятельности гимназистов.
- Пополнение банка одаренных детей;
- Организация работы гимназической психологической и медицинской служб с целью обучения одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции, корректирования здоровья и достижения максимального уровня здоровьесбережения на уроках и внеурочных мероприятиях.

Реализация программы «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»,
утвержденной на заседании научно - методического совета №1 от 28.09.2009г.

В соответствии с планом работы был пополнен банк одаренных детей и корректирована база.

Год 2007-20082008-2009 2009-2010
Количество обучающихся 12 18 23

Первично администрацией гимназии совместно с психологом были разработаны критерии определения одаренного ребенка, исходящие из содержания понятия «одаренность», которое включает психофизиологические особенности личности школьника, его интеллектуальные особенности, творческий потенциал и мировоззренческие ценности.

Традиционно в сентябре 2009 года проведено расширенное заседание научно - методического совета гимназии по теме: «Критерии одаренности ребенка». После проведения глубокого диагностического отбора в текущем учебном году была сформирована группа одаренных детей в количестве 23 человека, определен коллектив творчески работающих педагогов, оказывающих интенсивную помощь одаренным учащимся. В состав творческой группы педагогов вошли: Красникова Н.Н., Молочинская Т.А., Орлова О.Ф., , Шевцова С.В., Ченцова В.С., Ромакина Н.А ,Постригань О.В ,Посохова Е.А.. Каждый учитель работал по авторским программам по определенным интеллектуальным направлениям с целью поддержания и повышения уровня одаренности каждого ребенка, формирования прочного интереса к предмету и желания расширять свой кругозор и собственный интеллектуальный уровень . На протяжении учебного года педагоги проводили индивидуальные консультации для учащихся с высоким уровнем обученности с целью стабилизации и упрочения имеющихся знаний.

Следует отметить тот факт, что при оказании дополнительной помощи одаренному ребенку учитель в первую очередь обращает внимание на личную заинтересованность ученика в определенной теме и помогает расширить личный научный кругозор за счет освоения научно - популярного материала.

Анализ полученных результатов обследования индивидуальной одаренности детей в 6- 9х классах, проведения психологических тестов, способствующих выявлению нестандартности мышления, устойчивого интереса к определенным областям науки позволил прийти к выводу о том, что в основном индивидуальная одаренность ребенка выявляется после 6 класса, когда ребенок в состоянии самостоятельно осмыслить свои интересы и проявить их в ходе дополнительных занятий. Однако, группа учителей начальных классов в составе Дубовцовой А.В. ,Юрьевой Л.П. ,Сивенко И. В. успешно трудятся с одаренными младшими школьниками.

Отличительной чертой современного гимназического образования является научно-исследовательская деятельность учащихся. К такому, казалось бы, простому выводу коллектив гимназии № 1 г.Зернограда пришел путем анализа успехов, трудностей и перспектив развития своего учреждения. В сравнении с типовой программой общеобразовательной школы гимназическая направленность требует не только более высоких учебных результатов, но и в не меньшей степени - поиска новых возможностей для повышения эффективности образования в контексте становления новой культуры общественных отношений.

МОУ гимназия №1 г. Зернограда идет по пути организации творческой, поисково-исследовательской работы учащихся и педагогов. Ведущая цель этого направления - развитие творческих способностей обучающихся в различных областях познания и деятельности через формирование навыков самостоятельного научного поиска. Исследовательская работа рассматривается как способ повышения познавательной активности и интеллектуального потенциала личности гимназиста, развивает воображение, интуицию, потребность в самоактуализации, раскрывает и расширяет собственные созидательные возможности учащихся. Под руководством опытных наставников из числа педагогов гимназии, гимназисты получают возможность более осознанно и конструктивно подойти к выбору тематики исследования. Немаловажен и социально-коммуникативный аспект - общаясь между собой в ходе обсуждения результатов, школьники лучше узнают друг друга.

Важной частью обновления содержания образования является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, которая представлена Научным обществом учащихся "Эврика". Члены НОУ ведут научно – исследовательскую работу по шести направлениям:

• правоведческое, историко-краеведческое, научные консультанты Молочинская Т.А. Посохова Е.А., Берсенева Э.Н..
• эколого-биологическое, консультанты Ченцова В.С., Ромакина Н.А.
• художественно-эстетическое, научные консультанты Орлова О.Ф., Береговская М.Р.
• естественно-математическое, научные консультанты Антонова О.Я., Красникова Н.Н. Секач Н.Б
• информационных технологий, научные консультанты Бенберина О.В.
• лингвистическое, научные консультанты Постригань О.В., Степовая О.Ю.

С целью развития интеллектуальных способностей одаренных детей, стабилизации повышенного интереса к отдельным наукам и поддержания высокого уровня мотивации на обучение в гимназии разработана и плодотворно действует система проведения учителями – предметниками факультативных и индивидуальных часов, носящих тематическую направленность.

Определение наименования факультативного курса зависит не только от желания учителя, но и от потребности ученика и социального заказа со стороны ученика и родителя.

Предварительно, в конце прошлого, 2008-2009 уч. года среди учащихся проведен опрос по исследованию предметного интереса, выявлению научных ориентиров и привязанностей. Анализ полученных результатов позволил наметить пути работы по совершенствованию уровня знаний учащихся, развитию имеющегося запаса знаний.

Введению факультативных часов предшествовала серьезная работа учителей - предметников: составление программы, календарно - тематического планирования, составление пояснительных записок - обоснований актуальности избранной темы, ее пользы для ученика, отбор учебного материала, соизмеримого ученическим запросам и интересам. В течение года администрацией гимназии неоднократно проводился контроль не только за регулярностью проведения данных занятий, но и за качественностью выполнения запланированной программы, отслеживание результативности работы через организацию текущего контроля по инновационным курсам. Как показали результаты контролей, посещаемость факультативных курсов достаточно высока, причем количество посещающих занятия не уменьшается с течением времени, учителя в основном придерживаются разработанной программы, периодически отслеживают степень усвоения изучаемого материала.

Анализ тематического разнообразия факультативных (инновационных) курсов показал, что, как и в прошлом учебном году, гимназия, работая в инновационном режиме, придерживается избранного пути ранней предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Следует отметить, что наибольшей популярностью у учащихся пользуются интегрированные курсы школьных предметов социально – правовой и социально-экономической направленности.

Одновременно с реализацией стандарта общего образования МОУ гимназии №1 г.Зернограда выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. В нашем учебном заведении:

• Поддерживается творческая среда, обеспечивающая возможность самореализации обучающихся.

• Выстроена четкая система участия гимназистов в олимпиадах, конкурсах различного уровня, в молодежных предметных чемпионатах, конференциях и т.п.

• Систематизирован режим работы дополнительного образования обучающихся и отработаны механизмы его соблюдения.

• Открыта на базе МОУ гимназии №1 художественная школа Южного Федерального Университета на договорной основе.

• Совершенствуются индивидуальные программы работы с одаренными детьми.

• Используется в образовательной деятельности современная учебная литература, электронные образовательные ресурсы, развиваются дистанционные технологии образования с использованием сервисов сети Интернет и т.д.

• Постоянно пополняется банк одаренных детей гимназии. Отслеживаются и фиксируются их достижения.

• Активизирована работа научного общества гимназистов "Эврика" и педагогов-кураторов.

• Проводятся выставки ученических портфолио.