Свобода слова под угрозой

Обобщение опыта: "Метод проектов на уроках ИЗО и во внеклассной деятельности"

Перед Вами опыт учителя изобразительного искусства МОУ гимназии №1 г. Зернограда Орловой Оксаны Федоровны. Имея общий педагогический стаж 19 лет, работаю учителем изобразительного искусства в данной гимназии с 1992 года. В своей практике руководствуюсь принципами гуманистической педагогики, осуществляю обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета и успешно обеспечиваю надлежащий уровень базового стандарта. Свою модифицированную учебную программу по изобразительному искусству я составила на основе программы Б.М. Неменского, обогатив ее изучением тем по дизайну, региональному компоненту. Начиная с 5 класса, использую тесты, занимательные игры, беседы на темы искусства, проекты. Программа содержит дизайнерские задания, темы, при изучении которых проводится творческая разработка проектов, являющихся основой оформительского искусства.

На формирование моего опыта по использованию метода проектов на уроках ИЗО и во внеклассной деятельности, оказали влияние следующие факторы:

1. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Гимназии потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
2. Изучение методической литературы:
- Предметно-содержательный журнал «Изобразительное искусство в школе» за 2007-2010 год;
- Практическое пособие «Не совсем обычный урок», С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина, Воронеж, «Педагогика нового времени», 2006 год.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.
- Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2004.
- Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. – Воронеж. 2006.
3. РМО учителей образовательной области «Искусство». Учителя делились своим опытом по использованию метода проектов в процессе обучения и воспитания. Проводились, обсуждались и анализировались уроки изобразительного искусства с применением ИКТ.

Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках ИЗО и во внеклассной работе. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Метод проектов является средством самоконтроля, тренажером знаний, презентаций результатов собственной деятельности.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми - носителями разных культур мирового сообщества.

В связи с этим я решила изучить пути решения названной проблемы учеными, ведущими учителями, чтобы применить их в своей практике.

Содержание
I. Информация об опыте…………………………………………………3
1.1. Тема опыта…………………………………………………………...3
1.2. Сведения об авторе опыта………………………………………..3
1.3. Условия возникновения и становления опыта………...………5
1.4. Актуальность опыта………………………………………………......7
II. Теоретическая обоснование опыта………………………………10
1.5. Трудоемкость опыта ……………………………………………….13
1.6. Ведущая педагогическая идея опыта……………………14
1.7. Длительность работы над опытом………………………………..16
1.8. Диапазон опыта……………………………………………………16
1.9.Степень новизны опыта…………………………………………….17
III. Технология опыта…………………………………………………18
IV. Внедрение опыта…………………………………………………..23
V. Результативность опыта………………………………………. 24
VI. Заключение……………………………………………………….. 27
V. Библиография………………………………………………………28
Для скачивания публикации наведите курсор на картинку
Библиография
1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.
2. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2004.
3. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. – Воронеж. 2006.
4. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки. – Из-во «Учитель», 2007.
5. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. под рук. Неменского Б. М. – М.: «Просвещение», 2007.
6. Первое сентября www.1september.ru
7. teacher2010.ru/about.php
8. www.zavuch.info/:
9. www.proshkolu.ru/user/jrcfyf73/