Приглашаем посетить
САЛОН

Зинаиды Волконской

Антонова О.Я. Развитие и формирование учебной мотивации на уроках математики

Этот опыт поставлен в МОУ гимназии №1 города Зернограда Ростовской области. Начало работы над данной темой я отношу к 2007 – 2008 учебному году. Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю в современном обществе, которое предполагает совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на современное обеспечение каждому школьнику адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.

В Концепции модернизации российского образования так же одним из приоритетных направлений и условием достижения современного качества общего образования названа «оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся».

В соответствии с задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования, наша школа несколько лет работает над проблемой «Воспитание высоконравственного образованного человека, обладающего навыками исследователя, способного максимально реализовать свой личностный потенциал». Исходя из проблемы работы школы, главная задача, стоящая перед учителем математики - научить учиться, развить желание учиться, находить удовлетворение в учении. Сегодняшнее поколение называют цифровым и, действительно, оно первое, которое будет жить в цифровой среде. Это заставляет нас, учителей математики, задуматься о том, как учить и чему учить.

Мотивация – одна из сложнейших педагогических проблем. При подготовке к уроку постоянно спрашиваю себя: «Что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как наилучшим способом спланировать виды деятельности на уроке?»

Математику в школе изучают с первого по одиннадцатый класс. Уроков много, но вовсе времена математика считалась одной из самых сложных для освоения наук. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой. А слабый интерес к предмету – одна из основных причин плохой успеваемости. Задача учителя математики – с первого урока, «не теряя ни минутки», пробуждать и поддерживать интерес к предмету. Ведь умение увлечь математикой школьников и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.

Работая в школе, я принимаю во внимание падение интереса к получению знаний, снижению учебной мотивации, нежелание преодолевать трудности, неумение применять полученный объем знаний при решении практических заданий.

На формирование моего опыта по развитию учебной мотивации на уроках математики оказали влияние следующие факторы:
- Создание автоматизированного рабочего места учителя в кабинетах №22 и №23;
- Изучение методической литературы;
- Участие в работе районного методического объединения учителей математики;
-Участие в работе областной экспериментальной площадки по реализации инновационного проекта «Формирование среды продуктивного обучения средствами ИКТ».
-Прохождение курсовой подготовки по теме: «Компьютерные технологии в образовательном процессе»;
- Руководство ШМО учителей математики и информатики.

Содержание
I. Информация об опыте 2
1. 1. Наименование опыта 2
1.2.Сведения об авторе опыта 2
1.3.Условия возникновения и становления опыта 3
1.4.Актуальность опыта 5
1. 5. Теоретическое обоснование опыта 6
1.6.Трудоемкость опыта 22
1.7.Ведущая педагогическая идея опыта 23
1.8.Длительность работы над опытом 24
1.9.Диапазон опыта 25
1.10. Степень новизны опыта 25
II. Технология опыта 27
III. Внедрение результатов исследования 39
IV. Результативность опыта. 41
V. Заключение 43
VI. Библиография 45
Для скачивания публикации наведите курсор на картинку
Библиография
1. Аристова, Л.П. Воспитание познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения основам наук / Л.П. Аристова. - Казань: Таткнигиздат, 2005. - 198с.
2. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 2003. - 96с.
3. Васильева Г. Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе решения математических задач, Дисс-канд. пед. наук, М., 2006. - 246с. 4. Вяткин, Л.Г. Опыт развития познавательной самостоятельности /Л.Г. Вяткин, Г.И. Железовская // Педагогика, 2002. - №1. - С.61.
5. Громов Г.Р., Агапова О.И., Шолохович В.Ф. Компьютерные технологии обучения / Г.Р. Громов. - М: Просвещение, 2005. - 258с.
6. Гриценко В.И. Сущность информационных технологий / В.И. Гриценко. - М: Просвещение, 2006.- 354c.
7. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности / М.А. Данилов. - Казань, 2005. - 163с.
8. Ершова Ф.П., Роберт И.В. Дидактические проблемы компьютеризации. - М: Просвещение, 2005. - 465с.
9. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации на уроке / И.А. Ильницкая. - М.: Знание, 2004. - 213с.
10. Курашов, И.В. Познавательная самостоятельность учащихся в процессе изучения новых знаний как результат организации их деятельности учителем / И.В. Курашов // Об условиях развития познавательной самостоятельности активности учащихся на уроке / Под ред. М.А. Данилова. - Казань: Таткнигиздат, 2003. - 198с.
11. Кривошеев О.А. Информационные технологии / О.А. Кривошеев. - М: Просвещение, 2006. - 259с.
12. Клейман Г. Возможности использования информационных технологий / Г. Клейман. - М: Просвещение,2006. - 398с.
13. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - М.: Просвещение, 2006. - 267с.
14. Кузнецов А.А. Проблемы компьютеризации / А.А. Кузнецов. - М: Просвещение, 2005. - 217с.
15. Ситников А.Н. Психология мышления и проблемное обучение / А.Н. Ситников. - М.: Знание, 2003. - 96с. 16. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей; Юрайт, 2004. - 464 с.
17. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. - М., 2002. - 215с.
18. Машбиц Е.И., Гершунский Б.С., Талызина Н.Ф. Методические проблемы компьютеризации / Е.И. Машбиц. - М: Просвещение, 2005. - 456с.
19. Мордкович А.Г. учебник «Алгебра. 9 класс» / А.Г. Мордкович. - М: Просвещение, 2008. - 179с.
20. Наумчик В. Н. Педагогический словарь / В. Н. Наумчик, М. А. Праздников. - М.: Вече, 2006. - 279 с. 21. Петунин, О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла: монография / О. В. Петунин. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - 124 с.
22. Пейперт С. Основы использования информационных технологий / С. Пейперт. - М: Просвещение, 2006.- 369с.
23. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. -- М.: Юрайт, 2007. - 540 с. 24. Рубцова В.В., Тихомиров В.В. Психологические проблемы компьютеризации / В.В. Рубцова. - М: Просвещение, 2005. - 286с.
25. Самостоятельность. - В кн.: Психологический словарь - Магадан,1996.-с. 292.
26. Сластёнин В. А. Общая педагогика. Ч. 2 / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Владос, 2003. - 252 с.
27. Сергеева Т.А. Компьютерные технологии / Т.А. Сергеева. - М: Просвещение, 20006. - 248с. 28. Хантер Б. Рекомендации по использованию информационных технологий / Б. Хантер. - М: Просвещение,2006. - 145с.
29. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2005. - 144 с.
30. Ясвин, В. А. Образовательная среда / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
31. Шилина М.Н. Формирование познавательной самостоятельности школьников / М.Н. Шилина. - М: Просвещение, 2005. - 245c.